Выступление с научной статьей: 5 советов от эксперта Андрея Скворцова

Выступление с научной статьей: 5 советов от эксперта Андрея Скворцова

Мастерство публичных выступлений, владеют им не все, но все хотят. В рамках финала V Международного инженерного чемпионата CASE-IN  участники получили познавательный мастер-класс «Публичное выступление: на конкурсе и в жизни» от эксперта в этой области  Андрея Скворцова. Накануне старта проектов фонда, таких как Чемпионат по кейсам АО «МХК»ЕвроХим», Школьная лига «CASE-IN», Программа «Энергия старта», Всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Диспетчеризация и управление в электроэнергетике»  мы попросили Андрея рассказать о том, как лучше преподнести свой труд научному сообществу.

 

 

Выступление это не научная статья.

Как правило, это даже не этап научного познания или обсуждения. Чаще всего это пиар научного исследования, привлечение к нему внимания в сообществе, в СМИ, поиск финансирования, качественной критики, внедрения и так далее.
Поэтому научное выступление должно строиться не принципу хронологии (думали-делали-получили), а по законам драматургии. К тому же, возможно, вам будет интересно узнать, что базовые принципы драматургии перекликаются с принципами научно-популярного жанра, сформулированными Сергеем Ивановичем Вавиловым.

Итак:
1. Принцип конкретики. Будьте очень осторожны в использовании общих слов (их пример — эта фраза). Общие слова убивают внимание. Их место — в названии выступления, и в финале. Например: вместо «всем известна проблема минимизации веса конструкции при сохранении прочности» (для зала это или банальность, или непонятно, но в любом случае скучно) приведите график веса и прочности для какой-
то конкретной детали (если потом на нём же покажете результат своих исследований — а вы придумали что-то очень легкое и прочное — будет вообще красота). Конкретика — основа любой коммуникации. Это соответствует принципу С.И. Вавилова «предельная ясность и конкретность».

2. Принцип контраста. Рассказывайте только то, что ново и неизвестно аудитории.
Известные факты можно дать совсем чуть-чуть, для застройки проблемы (о ней ниже). Н.И. Вавилов называл это принципом новизны («освещайте только новейшие открытия»). Конечно, аудитория состоит из разных людей, и среди них может оказаться ваша мама, которой известно всё. Но тем не менее, не забывайте, только новое удивляет и возбуждает (в науке).

3. Принцип релевантности. Релевантность — это ответ на вопрос «зачем аудитории вас слушать». Релевантность формируется рассказом о Проблеме. Если вы начнете с того, как сложно провести электроэнергию в далекий северный поселок оленеводов (конкретика: сколько это стоит), и о том, как северный ураган (такого-то числа, конкретно) сломал ветрогенератор, далее аудитории будет интересно узнать ваше решение. Чем важнее и сложнее проблема, тем интереснее. Драматургия запрещает нам оглашать решение, не заявив важности и глубины проблемы. (Исключения составляют случаи, когда проблема очевидна всем, например, зал в дыму, и вы показываете путь эвакуации). Ещё один принцип С.И. Вавилова звучит так: «показывайте весь путь открытия, от проблемы к решению».

4. Принцип композиции. Начните с заголовка. Затем опишите проблему: факты, статистика. (Кстати, статистика плюс один конкретный случай убеждают лучше, чем только статистика или только случай). Затем начинайте рассказывать о том, как вы пришли к своему решению, обязательно по схеме «проблема-решение». Каждая фраза выступления должна объяснять или проблему, или решение, всегда одно за другим. Если вы говорите, что применили «численное моделирование», объясните, почему вы это сделали («нет точного решения уравнений»). Если проблема всем очевидна, а решение стандартно — не говорите об этом вовсе, это просаживает внимание. Наконец, в финале ещё раз повторите свой вывод, свое решение, и свяжите его с проблемой, которую озвучили в начале: как ваше решение позволит её решить.

5. Удивительно, но: НЕ заботьтесь о внешней стороне выступления (зрительный контакт с
залом, правильные позы, интонации, жесты и прочее). Конкретное, драматургическое содержание сделает почти всё за вас (и с вами) само. Поскольку, возможно, это самый не очевидный для вас совет, приведу ссылки на доказательства. Самое старое: 1988-ой год, университет Техаса, статья «Self-focused attention and public speaking anxiety» и её вывод:

Increase in attention to self is correlated with poorer speaking performances.

перевод: Акцентирование внимания аудитории на себе — слабый ход выступающего, подчеркивающий непрофессионализм спикера.

Плюс моя статья «Пять мифов о публичном выступлении» в журнале Harvard Business Review Russia (сентябрь 2017). Опять же, нет правил без исключения: занятия техникой речи (это не про интонации и жесты!) помогут вам говорить громко и четко, это полезно.

Вообще, если спикер любит свою тему, горит ей, и искреннее жаждет её внедрения (или хотя бы хоть чего-то жаждет), то он и сам знает, как лучше выступить, так что не забывайте, что принципы — это не законы. Опирайтесь на них, но думайте сами, по ситуации.

Удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *